Действующее в нашей стране отраслевое законодательство содержит ряд требований, которые предъявляются к оборудованию и оснащению кабинетов и других помещений лечебных учреждений. Речь в первую очередь идет о документе «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 124 от 6 июня 2003 г.). Его положения являются обязательными для всех без исключения лечебных учреждений вне зависимости от их принадлежности и формы собственности.
Анализ «Гигиенических требований» позволяет выделить три группы норм, которые должны неукоснительно соблюдаться:
– устанавливающие стандарты оснащения кабинетов, палат, других помещений лечебных учреждений технологическим оборудованием и инвентарем;
– определяющие гигиенические требования, которые предъявляются к условиям труда медперсонала;
– содержащие ряд других требований, касающихся медицинского оборудования и мебели.
Требования, предъявляемые к оборудованию и инвентарю лечебных учреждений
В каждой палате должно быть не более четырех кроватей. При определении их количества следует руководствоваться гигиеническими нормативами.
Расстояние между стенами и торцами кроватей, а также между торцами соседствующих кроватей не должно быть меньше, чем 1,2 м.
Расстояние между стенами с окнами и кроватями не должно быть меньше, чем 0,9 м.
Расстояние между сторонами кроватей не должно быть меньше, чем 0,8 м (исключение составляют палаты восстановительного лечения и детские палаты – в них минимальное расстояние между сторонами кроватей составляет 1,2 м).
Кровати в палате должны располагаться параллельно стенам, в которых имеются окна.
В палатах должны иметься стулья и прикроватные тумбочки, причем их количество должно равняться количеству кроватей.
Требования к оборудованию и оснащению кабинетов и других помещений медучреждений предписывают использовать в них бактерицидные облучатели, разрешенные к применению, с целью обеззараживания воздуха и поверхностей.
Нормы, регламентирующие условия труда персонала
При выборе и установке медицинского и технического оборудования следует обеспечивать возможность его последующей обработки и руководствоваться правилами охраны труда. Эти правила должны соблюдаться и в течение всего времени эксплуатации оборудования.
Гардеробные лечебных учреждений должны оснащаться шкафами, количество которых должно соответствовать количеству медперсонала, причем:
– шкафы должны быть закрывающимися, вентилируемыми, двустворчатыми, позволять раздельно хранить санитарную (рабочую), домашнюю (личную) одежду, головные уборы и обувь;
– площадь гардеробных для рабочей и домашней одежды должна определяться из расчета не менее 0,4 м2 на шкаф;
– площадь гардеробных для уличной одежды должна определяться из расчета не менее 0,08 м2 на крючок (вешалку).
Стандарты оснащения кабинетов и других помещений лечебных учреждений предписывают оборудовать комнаты личной гигиены для персонала женского пола. В состав таких комнат должны входить процедурные кабины размерами не менее 1,8х1,2 м, оснащенные гигиеническими душами.
Иные требования
Оборудование и мебель медучреждений необходимо располагать так, чтобы сохранялась возможность уборки помещений.
В лечебных учреждениях должны быть оборудованы раздельные туалеты для персонала и больных.
В местах установки санитарных приборов, эксплуатация которых сопряжена с увлажнением стен и перегородок, последние должны отделываться глазурованной плиткой или иными материалами, устойчивыми к влаге.
Поверхность медицинской мебели (как наружная, так и внутренняя) должна быть гладкой и характеризоваться стойкостью к моющим, медикаментозным и дезинфицирующим средствам.
В настоящем обзоре были приведены лишь основополагающие нормы, касающиеся устройства и оборудования лечебных учреждений. Получить исчерпывающую информацию можно, изучив упомянутые выше «Гигиенические требования».
Оснащение мед учреждений